Четверг
28.03.2024
14:15
Приветствую Вас Гость
RSS
 
"Отбасы және Денсаулық" журналы
Главная Регистрация Вход
»
Меню сайта

Главная » 2014 » Август » 2 » Распространенность бронхиальной астмы и рецидивирующего обструктивного бронхита в детском возрасте
15:47
Распространенность бронхиальной астмы и рецидивирующего обструктивного бронхита в детском возрасте

Распространенность бронхиальной астмы и рецидивирующего обструктивного бронхита в детском возрасте

Наурызалиева Ш.Т., Байжанова М.М, Иманкулова К. Д (Научный центр педиатрии и детской хирургии МЗ РК, г.Алматы, Казахстан)

 

  Изучение распространенности бронхолегочных заболеваний у детей, в том числе рецидивирующего обструктивного бронхита и бронхиальной астмы является одним из важнейших разделов современной пульмонологии детского возраста [1,2.3,4,5,6,7]. В структуре детской инфекционной заболеваемости болезни респираторного тракта занимают наибольший удельный вес (до 80%), причем до 60% в этой группе составляют бронхиты различной этиологии[8,9,10]. По имеющимся литературным данным первый эпизод бронхиальной обструкции более, чем у половины детей развивается во время острых респираторных заболевании (ОРЗ) на втором году жизни. Довольно часто бронхиты повторяются на 3-4 году жизни [11,12,13,14]. Высокой распространенности бронхитов в раннем возрасте способствуют анатомо-функциональные особенности дыхательной системы у детей, такие как интенсивное кровоснабжение, узкий просвет бронхов, медленное движение слизи в бронхах и низкий уровень местной системы иммунитета. Все это способствует быстрому истощению защитных механизмов и развитию воспалительного процесса в стенках бронхов или полной их обструкцией.

   БА, являясь одним из наиболее распространенных хронических заболеваний, которому подвержены люди всех возрастных групп, рассматривается в современном обществе не только как крупная медицинская, но и социально значимая проблема. Увеличение распростаненности данного заболевания отмечают во многих странах – США, Англии, Новой Зеландии, Австрии, России. Как отмечается в Национальном Консенсусе, помимо высокой распространенности (при этом заболеваемость у детей опережает таковую у взрослых) и утяжеления болезни, характеризующейся прогрессирующим течением. Поэтому вопросы профилактики, эффективного лечения и повышения качества жизни больных БА являются актуальными для большинства стран мира [15,с.5;2,с.10]. Распределение по степени тяжести больных астмой, выявленных эпидемиологическими методами, выглядит следующим образом: 70%—легкая степень, 25% — средняя и 5% — тяжелая и существенно отличается от такового по данным официальной медицинской статистики, где легкие формы составляют около 20%, средней тяжести — 70% и тяжелые — 10% [15,с.8]. Астма — мультифакториальная болезнь и на ее распространенность и тяжесть течения влияют генетические факторы, микроокружение, климат, уровень развития общества, материальная обеспеченность, социальная и расовая принадлежность, а также до конца непонятные глобальные факторы. Для выявления роли каждого из них в эпидемиологии болезни необходимым условием является использование близких, желательно единых критериев и подходов в оценке частоты встречаемости астмы в различных странах и группах населения.

   Определенные трудности в точной оценке распространенности БА у детей, особенно раннего возраста, представляют рецидивирующий кашель и свистящее дыхание. Изменения в классификации респираторных симптомов, произошедшие за последние годы, коснулись и этого вопроса; в частности, в рекомендациях Глобальной инициативы (GINA) и Национальной программы по бронхиальной астме (Россия) в педиатрии утверждается, что следует избегать у детей таких терминов, как рецидивирующий обструктивный бронхит (РОБ), синдром свистящих хрипов, астматический компонент при респираторно-вирусных инфекциях и т.п.; правильнее использовать термин «бронхиальная астма», что обосновывает назначение таким больным противоастматической терапии [16].

   По некоторым данным на рецидивирующие обструктивные бронхиты из числа детей, состоящих на учете как часто болеющие, приходится до 20-25% [17], а иногда – и до 30% [18,19]. Эпидемиологические исследования последних лет с использованием современных критериев диагностики бронхиальной астмы позволяют считать, что рецидивирующие обструктивные бронхиты являются манифестацией бронхиальной астмы [20,21,22].

    Причинами роста заболеваемости БА считаются следующие факторы [23,24]:

- увеличение числа детей, находящихся на искусственном вскармливании;

- изменение образа жизни («западный образ жизни»), что подразумевает наличие герметично закрытых окон, систем кондиционирования воздуха, ковровых покрытий и т.д., что приводит к повышению влажности и созданию условий для концентрации домашней пыли и других аллергенов в помещениях;

- увеличение распространенности курения среди матерей;

- изменение стереотипов ухода за ребенком - дети более рано начинают посещать детские дошкольные учреждения, где они более подвержены заболеваниям ОРВИ.

- воздействие аэрополлютантов, источником которых являются автомобильный транспорт, газовые плиты, открытые источники тепла.

   Таким образом, обструкция дыхательных путей является следствием воспалительных изменений в бронхах мелкого калибра. Наиболее часто (90-95%) воспаление вызывается двумя патологическими состояниями: аллергией и инфекцией. В практической деятельности врача трудно различить, развивается ли бронхообструктивный синдром на основе инфекционного воспаления или является манифестацией БА.

   В диагностике бронхообструктивных заболеваний особое место занимает исследование функции внешнего дыхания. В современной педиатрической практике широко используется у детей с респираторными симптомами исследование функции внешнего дыхания (ФВД). При заболеваниях бронхолегочной системы нарушения в системе внешнего дыхания могут быть обусловлены вентиляционной недостаточностью, изменением вентиляционно-перфузионных соотношений и диффузионными расстройствами. Обычно эти причины сочетаются при хронических заболеваниях респираторной системы, однако наиболее доступно для исследования изучение состояния вентиляционной функции легких, которая обеспечивает доставку кислорода из воздуха в легочные альвеолы и удаляет углекислый газ из альвеол в атмосферу. Для этого необходимо наличие достаточного количества функционирующих альвеол, а также отсутствие препятствия на пути воздуха до альвеол и обратно. В соответствии с механизмами нарушения вентиляции выделяют 3 формы вентиляционной недостаточности (ВН): обструктивную, рестриктивную и комбинированную.

  Помимо статических легочных объемов обязательно исследуются динамически легочные объемы: форсированная жизненная емкость легких (ФЖЕЛ), объем форсированного выдоха за 1-ю сек (ОФВ1), их процентное соотношение ОФВ1/ФЖЕЛ), пиковая скорость выдоха (ПСВ), реже - максимальная вентиляция легких (МВЛ). Все исследуемые параметры выражаются в процентном отношении к должным величинам, которые рассчитываются индивидуально для каждого пациента с учетом их физического развития. Степень и форма ВН устанавливаются в зависимости от выраженности отклонений показателей (статических и динамических легочных объемов). Многолетние клинико-функциональные исследования детей с хроническими воспалительными заболеваниями легких показали, что течение этих заболеваний во многом определяется объемом поражения респираторных структур, характером изменений бронхов и частотой и тяжестью обострений. Поскольку хронический процесс в легких у детей, как правило, возникает в раннем возрасте, когда структуры респираторной системы (альвеолы, бронхи, сосуды) продолжают свою дифференцировку и развитие, поэтому компенсаторные возможности у детей гораздо выше, чем у взрослых. Вот почему нарушения функции внешнего дыхания у части детей отсутствуют даже при значительном поражении бронхолегочной системы.

    Диагностику нарушений бронхиальной проходимости проводят на основании оценки легочных объемов (ФЖЕЛ и ОФВ1) и скоростных показателей (максимальных скоростных поток в отрезках выдоха 25,50 и 75% ФЖЕЛ, пиковой скорости выдоха). В современных приборах можно сопоставить несколько кривых поток-объем, на основании чего судят о правильности выполнения маневра. Наложение кривых или их тесное расположение дает представление о правильности выполнения маневра и хорошей воспроизводимости показателей. В процессе выполнения маневра форсированный выдох выполняется из положения максимального вдоха, при этом время выдоха не устанавливается в отличие от исследования взрослых пациентов. Сам форсированный выдох является функциональной нагрузкой, поэтому между попытками необходимо выдерживать паузы. Но даже в этих условиях редко, но можно наблюдать так называемую обструкцию от спирометрии, когда с каждым последующим маневром наблюдается уменьшение площади под кривой и соответственно снижение регистрируемых показателей. показатели выражаются в процентах от должной величины. Для оценки границ нормальных значений применяют персентильное распределение [25]. Анализ показателей кривой поток-объем (КПО) позволяет выявить нарушения бронхиальной проводимости, тяжесть или степень этих нарушений, а также уровень поражения бронхов: нарушения проходимости мелких (или периферических) бронхов, крупных (или центральных) бронхов или их сочетание (генерализованные нарушения). Вопрос об обратимости выявленной обструкции дыхательных путей решается с помощью тестов с ингаляционными бронхолитиками (бронходилататорами). Для правильной оценки теста, если пациент получает бронхолитики, их надо необходимо отменить до начала исследования:

1. бета2 агонисты короткого действия – за 6 часов;

2. бета2 агонисты длительного действия – за 12 часов;

3. пролонгированные теофиллины – за 24 часа.

   При исходном исследовании функции легких у детей важно обращать внимание на воспроизводимость показателей: разница между максимальным и минимальным значением показателей ОФВ1 и ФЖЕЛ не должна превышать 5%. В случае плохой воспроизводимости кривой, а также у больных с симптомом бронхообструкции от спирометрии дальнейшая оценка прироста показателей будет затруднительна и необъективна. До настоящего времени нет единых подходов в оценке бронходилатационного ответа [25]. Общепринята оценка по абсолютному приросту величины ОФВ1. Это связано с тем, что при изучении воспроизводимости показателей кривой поток-объем наилучшая воспроизводимость оказалась у показателя ОФВ1.

  Проблема рецидивирующего обструктивного бронхита остается актуальной не только в педиатрий, но и в терапевтической практике Практика свидетельствует, что под маской РОБ при выраженном обструктивном синдроме, могут скрываться не диагностированные другие хронические заболевания легких, в частности БА. К сожалению, при РОБ не существует единых подходов, не разработан алгоритмы диагностики и тактика реабилитации таких детей. Между тем своевременная дифференциальная диагностика БА и РОБ на тактику лечения и реабилитаций, и улучшает качество жизни больных детей.

    Таким образом, БА и РОБ у детей является не только проблемой педиатрии. В настоящее время их решения относятся не столько к общемедицинским задачам, сколько к социально-экономическим. Разработка комплексного плана борьбы с этими заболеваниями возможна только на основе результатов массовых ЭИ, позволяющих получить достоверные, не зависящие от качества здравоохранения данные о распространенности болезни в различные возрастные периоды, распределении ее по степени тяжести, выяснить провоцирующие и приводящие факторы заболевания и установить основные причины ее поздней диагностики. Только на этом основании можно разработать наиболее оптимальные подходы к профилактике этой патологии в детском возрасте.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Turner – Warwik M. Can asthma be cured? // Clin.Exp.Allergy.- 1991.-Vol.21, suppl.1.- P.105-110.

2. Чучалин А.Г. Бронхиальная астма // Русский медицинский журнал.- 1995.-№ 2.- С. 7-10.

3. Debelic M. Besonderheitin des Asthmas bei Kindern und Jugendeichen //Atemwegs und Lungenkrankh.- 1992. – Bd. 18, № 1.-S.980-987.

4. Mutius E., Martines F. D. et. Al. Prevalense of Asthma and Atopy in Two Areas of West and East Germany //Am. J. Respir. Crit. Med.- 1994.- Vol.№ 149.- P.358-364.

5. Маланчиева Т.Г., Шамова А.Г. Распространенность и структура бронхиальной астмы среди детского населения //Сб.резюме 5-го Нац.Конгресса по болезныя органов дыхания.- М., 1995.- №1032.

6. Соколова Л.В. Диагностические ошибки при бронхиальной астме у детей // Пульмонология.- 2002- №1 – С.72-77.

7. Чучалин А.Г. Бронхиальная астма и астмаподобные состояния // Русский медицинский журнал. - 2002. – Т. 10, №5 – С. 232- 235.

8. Kelloway JS., Wyatt RA., Adlis SA. Comparison of patients` compliance with prescribed oral and inhaled asthma medication // Arch Int Med.- 1994.- №154.- P.1349 – 1353.

9. Busse W., Raphael GD., Galant S, et.al. Low-dose fluticasone propionate compared with montelukast for first-line treatment of persistent asthma: a randomized clinical trial //J Allergy Clin Immunol – 2001.- № 107 – P.461-468.

10. Carr W., Zeitel L., Weiss K. Asthma mortality in Russia between 1980-1989 // Eur.Respir. J.- 1999. - №13 (2). – P. 278-289.

11. Геппе Н.А., Малышев В.С., Селиверстов Н.А. и др. Бронхофонография в комплексной диагностике бронхиальной астмы у детей. //Пульмонология.- 2002.- №5.- С 33-39

12. Коровина Н.А. , Овсянникова Е.М., Данилова И.Е. Комплексная терапия обструктивного бронхита с применением фенспирида (Эреспала) у детей раннего возраста // Клиническая фармакология и терапия.- 2001.- №5.- С.-1-4.

13. Мизерницкий Ю.Л. Клинические варианты бронхообструктивного синдрома у детей раннего возраста // Вопросы охраны материнства и детства. – 1992.- № 6-7.- С. 18-22.

14. De Montis ., D. Berman. Y. Diof – on abahdonner le diagnostic de bronchite asthmatiform? // Ann. Pediatr. – 1989.- Vol. 36, № 6. – Р. 603-606.

15. Turner – Warwik M. Can asthma be cured? // Clin.Exp.Allergy.- 1991.-Vol.21, suppl.1.- P.105-110.

16. Чучалин А.Г. Бронхиальная астма // Русский медицинский журнал.- 1995.-№ 2.- С. 7-10.

17. Флетчер Р., Флетчер С., Вагнео Э. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины. – М,1998.- С.100.

18. Середа Е.В. Современная терапия при бронхитах у детей / Е.В. Середа // Детский доктор.- 2000.- Специальный выпуск.

19. Новиков П.Д., Новикова В.И. Бронхиты у детей /– Витебск, 1998. - 153с.

20. Самсыгина Г.А, Зайцева О.В. // Педиатрия. – М., 2000.- Приложение.

21. Malmstron K., Rodriguez-Gomez G., Guerra J., et.al. Oral montelukast, inhaled beclometasone, and placebo for chronic asthma: a randomized, controlled trial //Ann Intern Med. -199/- №130.- P.487-495.

22. Jaakkola JJ., Gissler M., Maternal smoking in pregnancy, fetal development, and childhood asthma, Am J Public Health.- 2004.- № 94 (1). – P. 136-140.

23. Новиков П.Д., Новикова В.И.. Бронхиты у детей /– Витебск, 1998.- 153с.

24. Артамонов Р.Г. Рецидивирующий бронхит. // Болезни органов дыхания у детей.- М., 1987.- С.246-253.

25. Огородова Л.М. Тяжелая бронхиальная астма у детей/ Л.М.Огородова // Consillium medicum: Приложение .-2001.- С. 25-33.

Просмотров: 1242 | Добавил: Sakura | Теги: обструктивті бронхит, бронх демікпесі, емі, бронхиальная астма | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

ИНДЕКС: 75621

Поиск

ТЕЛ.: 8 7781624314
тері аурулары отбасы және денсаулық денсаулық отбасы терінің құрғақтығы неке анорексия артериалды гипертензия жүктілік 40-ынан шыққанға дейiнгi терідегі жаралар ішек дисбактериозы гонорея соз создың (гонореяның) емі жарақаттар андрологтың кеңесі урологтың кеңесі простатит аденома простаты араның шағуы іштің өтуі емі

Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей